Писать итоговое сочинение (изложение) выпускники будут в первую среду декабря в своих школах по темам (текстам), сформированным Рособрнадзором по часовым поясам.
В первую среду февраля и мая выпускникам предоставляется возможность пересдачи (в т.ч. для пропустивших итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине).
Проверять сочинения (изложения) будут Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
Результаты итогового сочинения (изложения) - "зачет" или "незачет" - станут основанием для принятия решения о допуске к государственной итоговой аттестации (ГИА).
Особенности формулировки тем сочинения (по информации ФИПИ)
Особенности формулировок тем итогового сочинения
для выпускников организаций, реализующих
образовательные программы среднего общего образования
Подходы к
разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами его
введения: выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность,
личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по
избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего,
проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу,
выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение
(произведения) для раскрытия темы.
Ниже перечислены
открытые тематические направления для итогового сочинения, в соответствии с
которыми Рособрнадзор разрабатывает закрытый перечень тем сочинений 2014-2015
учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Экзаменационный
комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от
каждого общего тематического направления).
Тематические направления
разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных
классах под председательством Н.Д.Солженицыной, президента Русского
общественного фонда Александра Солженицына. Краткий комментарий к тематическим
направлениям подготовлен специалистами ФГБНУ «Федеральный институт
педагогических измерений» и одобрен Советом.
№
|
Тематическое
направление
|
Комментарий
|
1.
|
«Недаром
помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
|
Темы сочинений, сформулированные на
материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии
творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений,
специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского
героя и т.п.
|
2.
|
Вопросы, заданные человечеству войной
|
Темы данного направления ориентируют
обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека
и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения
отечественной и мировой литературы).
|
3.
|
Человек и природа в отечественной и мировой
литературе
|
Темы, сформулированные на основе
указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими,
экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и
природы.
|
4.
|
Спор поколений: вместе и врозь
|
Темы данного направления нацеливают на
рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений
между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой
на произведения отечественной и мировой литературы).
|
5.
|
Чем люди живы?
|
Темы данного направления предполагают
рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об
этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале
отечественной и мировой литературы).
|
Таким образом, в рамках указанных
тематических направлений итогового сочинения разрабатываются конкретные темы,
раскрытие которых предполагает обязательную опору на произведения русской и
мировой литературы.
Литературоцентричность выпускного
сочинения обусловлена традициями российской школы, в которой чтению и изучению
художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на
художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто
ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне
аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой
произведений, системой действующих лиц и т.д.
При составлении
тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора
на следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы.
Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет
опираться в своих рассуждениях. В качестве примера ниже приведены несколько
формулировок тем (данные темы сочинений не соответствуют открытым тематическим
направлениям, по которым будут формироваться темы итогового сочинения в
2014-2015 учебном году).
1. На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?
2. Почему люди пишут стихи?
3. Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?
Чтобы обеспечить
прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки),
в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой
литературы, каждый комплект сопровождается следующей инструкцией для
выпускников, размещаемой на экзаменационном листе.
Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем
сочинений, а затем напишите сочинение
на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа
размера А4).
Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая
рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения
отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество
привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на
литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Обращайте
внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается
соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных
произведений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий