Сочинение - экзаменационное испытание с 2015

        Вся страна уже в курсе, что с 2015 года в экзаменационный набор выпускников войдет сочинение.  Каким оно будет, это сочинение? Пока идут дебаты, предположения. А в некоторых регионах в мае 2014 года прошли пробники.
Москва  и Петербург  уже провели пробы. 

В августе Минобр обещали опубликовать официальные документы. 


Темы сочинений по литературе - Москва
1. Книга, без которой я был бы совсем другим.
 2. Жизнь – это череда выборов.
 3. Для чего людям знать о тех, кто давно уже умер (исторические личности) или вообще никогда не существовал (литературные герои)?
4. Значимое и незначительное. «Главное в физике – умение пренебрегать!» (Л.Д. Ландау).
 5. Зачем планировать? Как планы влияют на нашу жизнь.
 6. «Перемены – это постоянная величина» (А. Дидон). 

Темы сочинений по литературе - Санкт-Петербург
1. «Город пышный, город бедный…» (по произведениям А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя).
2. Родион Раскольников и Соня Мармеладова как два полюса души Петербурга (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
3. Почему вступление к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» стало восприниматься жителями Петербурга как гимн великому городу?
4. Мой любимый уголок Петербурга.
5. «Притворившись нотной тетрадкой, знаменитая ленинградка возвращалась в родной эфир…». «Знаменитой ленинградкой» А.А. Ахматова назвала 7-ю симфонию Д.Д. Шостаковича. Как я понимаю смысл этого олицетворения?
6. «И жизнью смерть была побеждена…». Какие уроки может вынести наш современник из истории блокадного Ленинграда?


Широкое  обсуждение проблемы продолжается. Представлена промежуточная модель выпускного сочинения.  Пока это так:
27 мая 2014 года состоялось очередное заседание рабочей группы при Министерстве образования и науки по разработке мер по введению в выпускном классе итогового сочинения и учету его результатов при поступлении в образовательные организации высшего образования.
Были уточнены следующие моменты:
  • итоговое сочинение будет проводиться в рамках промежуточной аттестации обучающихся, что потребует внесения в нормативные акты пункта об обязательности этой формы, так как ее результаты будут являться основанием допуска обучающихся к ЕГЭ;
  • сочинение будет проводиться в образовательных учреждениях, проверяться учителями при возможном привлечении независимых экспертов и участии представителей творческих профессий и оцениваться по системе «зачет / незачет» в декабре текущего года (пересдача – в феврале следующего);
  • к 1 сентября будет определяться открытый банк из 6 тематических направлений, сами темы в рамках этих направлений будутзакрытыми;  вопрос о том, какой орган определяет эти направления – и как формируются закрытые перечни тем по ним, еще требует проработки;
  • вузы имеют право к 1 октября объявить условия учета результатов написания сочинения и, организовав в рамках работы приемной комиссии проверку заверенных копий сочинений, добавить к имеющимся у абитуриента баллам ЕГЭ до 10 дополнительных баллов

Новое в обсуждении сочинения

       8 июля 2014 г. в Минобрнауки России прошло первое заседание Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.
      По инициативе Минобрнауки к участию в Совете были приглашены президент Русского общественного фонда Александра Солженицына Наталия Солженицына, советник Президента Российской Федерации Владимир Толстой, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Алексей Варламов, учитель русского языка и литературы Центра образования N 57 г. Москвы, член Общественного совета при Минобрнауки России Сергей Волков, заведующая кафедрой филологического образования Московского института открытого образования Людмила Дудова, ректор НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов, заслуженный деятель искусств РСФСР, ректор Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина Борис Любимов, народный учитель России, директор Второй Санкт-Петербургской Гимназии Людмила Мардер, директор Института научной информации по общественным наукам РАН, завкафедрой сравнительной политологии факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрий Пивоваров, ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.
         На заседании также присутствовали Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов, Первый заместитель Министра Наталья Третьяк и директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Анастасия Зырянова.
        Глава Минобрнауки России  сформулировал основную задачу Совета: разработать и утвердить основные направления тем сочинений, напомнил, что вся необходимая информация по общим направлениям тем итогового сочинения в выпускных классах на 2014/15 учебный год должна быть предоставлена школам не позднее сентября текущего года.
        Директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Анастасия Зырянова рассказала членам Совета о базовой модели проведения итогового сочинения в выпускных классах. Она была подготовлена рабочей группой Минобрнауки России, обсуждение шло в течение нескольких месяцев.
        Согласно этой модели, итоговое сочинение будет проводиться в рамках промежуточной аттестации учащихся и являться допуском к дальнейшей сдаче ЕГЭ. При этом писаться сочинение будет в школе. Темы станут известны школьнику только на экзамене. 
        «Темы должны быть основаны на лучших литературных образцах. Считаю принципиально важным, чтобы они формировались не чиновничеством, а предлагались профессионалами, работающими в гуманитарной сфере», – сказал Министр.
         Проверкой сочинения займутся учителя с возможным привлечением независимых экспертов. Оценка – зачет/незачет. Проходить новое итоговое испытание для 11-классников будет в декабре, в случае незачета ученик получит возможность до конца учебного года написать сочинение еще раз.                Написанные работы сразу же будут сканироваться и размещаться в региональных и федеральной информационных системах обеспечения проведения ЕГЭ, доступ к которым будут иметь все вузы страны. Выпускнику будет дано право при подаче документов в приёмные комиссии вузов решить, предоставлять ли вузу написанное сочинение в составе портфолио или нет.                 Вузы впервые смогут самостоятельно устанавливать правила учета результатов сочинения при поступлении на те или иные специальности. Максимальный балл, который вуз может выставить за работу, – 10, полученный балл приплюсовывается к баллам ЕГЭ.
         Совет обсудил предложенную модель, состоялась дискуссия по ряду вопросов (например, о соотношении сочинения и ЕГЭ по русскому языку и литературе, о том, как учитывать грамотность при проверке сочинений в школе и вузе, какими должны быть критерии оценки и др.).
      «Предложенную сейчас мягкую модель мы будем отрабатывать в ближайшие несколько лет, – уточнила Первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк. –Это не постоянная форма, мы будем принимать во внимание все поступающие с мест предложения».
        Обсуждался вопрос  о целях и задачах сочинения. «Основная наша цель состоит в том, чтобы люди прочитали классику, входящую в курс литературы, – подчеркнул Владимир Толстой, – без этого мы получаем косноязычных, не умеющих выражать свои мысли детей». 
        Сергей Волков в свою очередь отметил, что сочинение в определенном смысле противостоит идее ЕГЭ, в котором часть С  пишется по жесткому шаблону. Сочинение - это возвращение к многожанровости высказывания, к творческому началу, к разным формам выражения мысли.
      О литературоцентричности будущего сочинения говорила и Наталия Солженицына: «Каждая тема должна раскрываться с опорой на то или иное литературное произведение. Корпус прочитанных в школе художественных текстов – это единственный верифицированный корпус текстов, которые осваивает ученик».
      Навык письменного выражения мысли должен формироваться у ребенка с самого детства. «Нужно уже в начальных классах читать детям вслух и учить их излагать услышанное коротенькими текстами, затем продолжать это в средней и старшей школе, усложняя задания. Обязательно читать и обсуждать прочитанное», – сказал Владимир Толстой. Возвращение в школу сочинения – знак учителям, которые работают не только и не столько в выпускных классах, сколько в среднем звене.
      На заседании Совета был поднят важный вопрос – определение открытых направлений тем для сочинений. Направлений предположительно будет пять, объявлены они будут к началу учебного года. Утверждению направлений будет посвящено следующее заседание Совета, которое пройдет 29 июля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий